Неразграниченная государственная собственность на землю это

Hеразграниченная собственность на землю

124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых фажданским за­конодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает

  • земельные участки, принадлежащие на праве собствен­ности Российской Федерации (федеральная собственность), и
  • земель­ные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Рос­сийской Федерации — республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации права собственника осуществляют органы государственной вла­сти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющи­ми статус этих органов.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Пра­вительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправ­ления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собствен­ности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государствен­ной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.

Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.

Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

  • Федеральные земельные участки;
  • Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  • Земли муниципалитетов;
  • Неразграниченные земельные наделы.

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  • Земельным кодексом (ЗК РФ);
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  • Земли правительственных зданий и учреждений;
  • Участки казённых и унитарных предприятий;
  • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  • Земли госкомпании Росавтодороги.

Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  • Сельскохозяйственные участки;
  • Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  • Неразграниченные земли внутри поселений;
  • Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  • Путём разграничения для дальнейшего использования.
Предлагаем ознакомиться  Непонятные вопросы банкротства физических лиц

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  • Городские власти;
  • Органы самоуправления поселений;
  • Власти муниципальных округов.

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

Неразграниченная государственная собственность на землю это

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям.

Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

Законодательное регулирование

Как правило, публичный сервитут устанавливается по решению местных властей.

Физические лица могут проверить сумму земельного налога, зная свой ИНН. Как это сделать, подробно описано в нашей статье.

Что такое кадастровый план территории и как он выглядит? Вся информация здесь.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям. Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Из всех известных ресурсов, которыми располагает всякое государство, и Россия не исключение, земля относится к наиболее ценным. Ее даже возможно рассматривать в качестве основы, пусть не единственной. Так что для страны очень важным представляется организовать максимально полный ее учет и, конечно, наиболее эффективно использовать столь важный ресурс в экономике и общественной жизни. Но даже в условиях организации строжайшего учета имеются земельные участки, собственность на которые не разграничена.

Предлагаем ознакомиться  Понижение кбм при дтп

В нашей стране этим целям служит общегосударственный реестр. Здесь регистрируются права собственности и организован учет всевозможных видов недвижимого имущества (включая участки земли).

И, наоборот, земля, собственность на которую оформлена надлежащим порядком, может быть подвергнута продаже и дарению, передана в наследство и т. п.

Даже может создаться впечатление, что нет никаких проблем с учетом земли, будто в этой сфере полный порядок.

Только вот если внимательно проанализировать статистические данные о землях в РФ, обнаруживается неожиданная вещь.

  1. Конституция РФ. Некоторые из положений Основного Закона страны содержат кое-какие установления, относящиеся к госсобственности на землю:
  2. Разграничение ее отнесено к общему ведению страны и ее субъектов. Издаваемые законопроекты и принимаемые на их основе нормативно-правовые акты вступать в противоречие с федеральным законодательством не должны (п. 1 ст. 72).
  3. Лишить любого имущества возможно, лишь имея на то решение суда. Может быть произведено и принудительное отчуждение, но только при условии, что и гражданским, и юридическим владельцам наделов предварительно произведено равноценное возмещение.
  4. Законы РФ. С принятием на рубеже веков Федерального закона «О разграничении земель…», собственно, процесс и начался. Только вот переход земель в собственность местных властей оказался делом довольно продолжительным. И уже после 2006 года на смену этому законодательному акту пришли новые, которыми как раз был внедрен новый порядок для прохождения разграничения государственных земельных владений:
  5. Гражданский кодекс РФ,
  • устанавливающий основания, что позволяют возникнуть обязанностям и возможностям, юридическому статусу лиц или общественных образований и правилам для госрегистрации;
  • регулирующий право собственности;
  • дающий определение объектов недвижимости.
  1. Земельный кодекс РФ, где четко определены понятия государственной, региональной и муниципальной собственности. Именно его положения позволяют утверждать, что отсутствие правоудостоверяющего документа для государства – это не препятствие, чтобы распоряжаться этими землями. Но, как только у участка обозначены границы, он сформирован и на него зарегистрированы права, он перестает быть неразграниченным и становится чьей-то собственностью. В марте 2015 в ЗК РФ внесены очередные изменения, по которым распоряжаться неразграниченными землями муниципального (районного) уровня получили право городские и сельские поселения, а обратная передача полномочий не предусмотрена.
  2. «О введении в действие ЗК РФ» (ФЗ №137), в нем определены признаки, по каким разграничиваются конкретные виды земельных участков. По этому закону муниципальные районы обрели возможность распоряжаться неразграниченной землей. Исключение составили лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Отдельные предписания содержат иные ФЗ, правительственные постановления и другие нормативные акты. Так, например, в письме Минэкономразвития РФ от 08.10.2013 г. содержатся рекомендации о том, как подготовить план межевания, а также, каким образом согласовывать границы надела.

Что говорят цифры

Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций.

Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса. А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ).

Тысяч га
Земель – всего 1712519
в собственности:
граждан 114065
юридических лиц 19106
государственной и муниципальной 1579348
РФ 996056
субъектов РФ 18559
муниципальной 12369

Виной тому особенности земельного законодательства, по которому часть государственной собственности оказалась нераспределенной среди самих владельцев. Что можно трактовать, как отсутствие фактического хозяина этих территорий. Тем более что наделы эти и на кадастровом учете не состоят.

Их называют землями «неразграниченной собственности». Для них устанавливается совершенно особенный порядок оборота, а также нестандартным путем они могут оказаться предоставленными физическим и юридическим лицам в пользование.

Предлагаем ознакомиться  Права работников на государственных предприятий

Кто владелец земли в России

Если в чьи-то планы входит оформление прав собственности на такой надел, следует четко понимать, кто именно в нашей стране имеет законное право на владение земельными ресурсами.

  1. Прежде всего, это само государство. Именно ему принадлежит немалая доля.
  2. Есть еще собственность субъекта Федерации, так называемая региональная собственность, когда правом владения обладают отдельные регионы.
  3. Наконец, власть на местном уровне принадлежит муниципальным органам, и с ней часть земель в собственности.

Но, кроме названных главных собственников, такое право есть у юридических лиц и отдельных граждан.

Что касается государственных земель, ситуация может оказаться иной.

  1. У наделов может быть владелец в лице органа исполнительной власти любого уровня.
  2. Есть земли, не передаваемые другим собственникам ни при каких условиях. Природные заповедники – одна их разновидностей таких категорий.
  3. Весьма распространена практика, когда участки предоставляется в пользование бессрочно.

Для разграничения их и отнесения к землям федерального, регионального или муниципального значения, требуется зарегистрировать на них права собственности в едином реестре. То есть, каждый земельный надел должен пройти через процедуру постановки на кадастровый учет, после чего собственник его получит о том свидетельство установленного образца.

А если государство передает надел в пожизненное владение, даже наследуемое, появляется некая неопределенность. Ведь пользователи территорий кадастровой регистрации не проходят, так как собственниками не признаны.

Пока такие земли остаются неразграниченными, право распоряжения ею остается у местного самоуправления.

Какие территории относят к неразграниченным

Как уже сказано раньше, наделы земли, оказавшиеся незакрепленными за каким-либо органом власти, относят к неразграниченным государственным участкам.

Таким образом, среди них оказываются:

  • сельхозучастки;
  • земли, что изъяты из оборота, или имеют в нем ограничения;
  • наделы, расположенные внутри поселений;
  • участки, на которых планируется промышленное строительство.

Обычно это бывшие площади сельскохозяйственного назначения, по самым разным причинам ставшие непригодными для сельхозиспользования и переведенные в статус промышленных земель.

На долю сельскохозяйственных территорий, расположенных довольно далеко от населенного пункта, но остающихся при этом разрешенными для пользования (за исключением возведения на них долговременных строений), приходится наибольшая доля неразграниченных земель.

Использовать неразграниченные участки можно следующим образом:

  • предоставление муниципалитету или субъекту РФ в пользование;
  • передача в аренду (когда поступления средств от нее станут пополнять бюджет того уровня власти, которая полномочна заключать договоры аренды) или в безвозмездное пользование компании или частному лицу;
  • разграничение земли для последующего ее использования.

Кто вправе предоставлять земельный фонд:

  • власти города или муниципального округа;
  • местные органы поселений.

Неразграниченная государственная собственность на землю это

Неразграниченные наделы в городах-федералах, на федеральных и межрегиональных трассах вправе предоставить лишь федеральное правительство.

Основания, необходимые для разграничения земель

Есть немало причин, чтобы разграничить территории. Таковыми служат:

  • передача их в собственность гражданам;
  • привлечение инвестиций для развивающихся территорий;
  • исполнение местных и региональных программ, в ходе реализации которых нуждающиеся обеспечиваются участками земли;
  • передача наделов с государственного на региональный баланс;
  • обретение собственниками построек, возведенных на участках, законного права распоряжения земли под ними в полной мере (это касается исключительно собственника недвижимости).

Правовые особенности и последствия пользования неразграниченными землями

Особый порядок эксплуатации таких земель связан, прежде всего, с тем, что надел остается собственностью государства:

  • невозможно оформить участок в собственность никакими выкупами или другими юридическими сделками до той поры, пока он не переведен в один из видов собственности;
  • пользоваться такими землями возможно, лишь заключив предварительно специальное соглашение с органом власти, уполномоченным распоряжаться госимуществом;
  • существуют лишь две формы использования для неразграниченных земель.

Первое – это аренда (это относится к гражданам и частным организациям), а также бессрочное пользование на постоянной основе. Новое соглашение может заключить только юр. лицо; те, что подписаны до 2006 года с гражданами перезаключению не подлежат, но продолжают действовать, пока участок не переоформлен в собственность или землепользователь не откажется от него.

Как только госсобственность на земли муниципалитетов, территории РФ, ее субъектов установлена, немедленно наступают правовые последствия.

В ходе разграничения собственности на землю, различных согласований достаточно часто возникают споры, даже конфликты. Все же законодательная база остается пока несовершенной, а участникам взаимодействий в рассматриваемой сфере то и дело приходится сталкиваться с пересечением интересов.

Решению этих проблем служат предусмотренные законодателем согласительные процедуры и возможность обратиться в судебную инстанцию.

Неразграниченная государственная собственность на землю это

{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Оцените статью
Право в твоем городе
Adblock detector