Права уполномоченного по правам человека в РФ. Обязанности уполномоченного по правам человека в РФ

Общие сведения

Должность уполномоченного по правам человека в РФ предусматривается Конституцией. Она утверждается 103 статьей. Целью ее установления является обеспечение гарантий защиты свобод, прав граждан, их соблюдения госорганами, структурами местной власти и их служащими. Назначение на пост и освобождение с него осуществляются Госдумой. Однако установлено, что уполномоченный по защите прав человека РФ неподотчетен никаким органам и является независимым должностным лицом.

История

22 ноября 1991 года Верховный совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, статья 40 которой предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, причем указывалось, что он «назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР»[1]. Последовавший вскоре распад СССР привел к тому, что эту должность так и не ввели.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была введена Конституцией России 1993 года. Однако становление этого правозащитного института происходило в 1990-е годы с большим трудом. Первым Уполномоченным стал С. А. Ковалев, назначенный на эту должность Государственной думой 17 января 1994 года[2].

Он одновременно возглавлял Комиссию по правам человека при президенте России[2], созданную указом президента России от 1 ноября 1993 года[3]. Эта комиссия была наделена полномочиями по рассмотрению обращений жалоб на нарушение их прав на расследование этих фактов[3]. В момент его назначения не было федерального конституционного закона, регулирующего деятельность омбудсмена.

Права уполномоченного по правам человека в РФ. Обязанности уполномоченного по правам человека в РФ

Поэтому деятельность Уполномоченного регламентировалась указом президента Российской Федерации от 4 августа 1994 года, который обязывал должностных лиц предоставлять омбудсмену информацию, необходимую для его деятельности, а также устанавливал, что до принятия соответствующего конституционного закона Уполномоченный должен осуществлять полномочия, предоставленные ему как председателю Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации[4].

Уже 10 марта 1995 года Государственная дума отменила решение о назначении Ковалева[2]. После него более трех лет в России не было Уполномоченного по правам человека. В конце декабря 1996 года был принят федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[3].

Цели деятельности

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Должность омбудсмена в первую очередь направлена на реализацию главного правового постулата – принципа законности. Должностное лицо обязано реагировать на все жалобы, которые поступают в государственную канцелярию. Если государственные органы нарушили ваши права, поведение аттестованных сотрудников причинило вред вашим интересам, жалоба Уполномоченному – одно из самых эффективных решений возникшей проблемы.

Права и обязанности Уполномоченного по правам человека в РФ направлены на решение ряда задач, а именно:

  1. Восстановить нарушенный правовой статус. Причём данное положение распространяется на граждан независимо от наличия гражданства, а также места нахождения, например осуждённые, а также лица, находящиеся в следственных изоляторах, активно пользуются предоставленным правом жалобы на действия сотрудников учреждения.
  2. Посредническая деятельность направлена на поиск взаимовыгодного решения проблемной ситуации.
  3. Воспитательная деятельность. Омбудсмен занимается непосредственным разъяснением прав граждан, а также предоставляет информацию о способах защиты, подробно конкретизируя каждый пункт.
  4. Правотворчество. Одно из направлений деятельности заключающееся в возможности внесения инициативы — не многие органы наделены таким правомочием, и среди них присутствует Уполномоченный по правам человека РФ; имеет право направлять в Гос. думу предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Специфика назначения

Предложения о кандидатах на должность омбудсмена вносятся в Госдуму в течение месяца до завершения срока полномочий действующего должностного лица. Назначение на пост и освобождение от него осуществляется тайным голосованием депутатов. Госдума принимает соответствующее постановление не позднее месяца с даты окончания срока полномочий действовавшего омбудсмена.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Каждую кандидатуру включают в список голосования 2/3 голосов депутатов. При вступлении в должность непосредственно после назначения на заседании Госдумы омбудсмен приносит присягу. Срок полномочий должностного лица – 5 лет. Омбудсмен не может назначаться на пост более чем два раза подряд. Полномочия должностного лица прекращаются в момент принесения присяги новым избранным гражданином.

Требования к кандидатуре

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся ГражданиномРоссийской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

Порядок рассмотрения жалоб

Права уполномоченного по правам человека в РФ. Обязанности уполномоченного по правам человека в РФ

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает двухступенчатую систему рассмотрения жалоб, поступающих Уполномоченному:

  • В течение 10 суток после регистрации жалобу рассматривает работник аппарата Уполномоченного. Он проверяет соблюдение формальных критериев жалобы — не пропущен ли срок обращения к Уполномоченному, правильно ли оформлена жалоба;
  • После того, как жалоба признана приемлемой ее должен рассматривать лично Уполномоченный. Однако на практике подавляющее большинство жалоб, принятых к рассмотрению, по существу рассматривают и дают ответы сотрудники аппарата Уполномоченного. Согласно докладу Уполномоченного за 2016 год лично Уполномоченный рассмотрела только 2858 обращений из поступивших 42549[5].

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

Предлагаем ознакомиться  Порядок общения с ребенком после развода: как определяется в 2020 году

  1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Права Уполномоченного по правам человека в РФ позволяют обеспечить защиту прав граждан по поступившим жалобам в следующем порядке:

  • Путём обращения в суд по причине нарушенных прав. Лицо вправе как инициировать судебное разбирательство лично, так и передать свои полномочия представителю.
  • Путём обращения в надлежащие органы с прошением о возбуждении судопроизводства по уголовному или административному делу.
  • Путём обращения в органы прокуратуры.
  • Путём обращения к должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела в порядке надзорного производства.

Функции

Омбудсмен:

  1. Рассматривает жалобы на бездействия/действия госорганов, местных структур власти, госслужащих и прочих должностных лиц.
  2. Изучает и анализирует информацию о нарушении интересов и ущемлении свобод граждан.
  3. Обобщает итоги рассмотрения заявлений.
  4. Выступает с докладом на заседании Госдумы при грубом или массовом нарушении свобод и прав граждан.
  5. Обращается в нижнюю палату парламента с предложением о создании комиссии по фактам нарушения интересов населения, проведении слушаний. Кроме этого, омбудсмен самостоятельно либо через представителя принимает участие в разбирательствах.
  6. Взаимодействует с общественными наблюдательными советами и комиссиями, созданными в регионах для содействия в реализации госполитики в области обеспечения прав и интересов граждан в местах отбывания наказаний.

Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

У федерального Уполномоченного есть свой рабочий аппарат, численность которого (по состоянию на 2016 год) — 200 человек[6]. Все они имеют высшее образования, 65 % сотрудников аппарата имеют юридическое образование[7]. Сотрудники аппарата не имеют полномочий, которые предоставлены Уполномоченному. По доверенности Уполномоченного сотрудники его аппарата имеют право участвовать в судебных заседаниях, парламентских слушаниях, а также проверках, проводимых совместно с другими государственными органами[7].

Ни один сотрудник аппарата Уполномоченного не вправе (даже при наличии доверенности) запрашивать у государственных органов какую-либо информацию, знакомиться с материалами уголовных, гражданских и административных дел, участвовать в судебных заседаниях[7]. Структурно в 2017 году аппарат Уполномоченного состоял из восьми управлений[8].

Права уполномоченного по правам человека в РФ. Обязанности уполномоченного по правам человека в РФ

Однако именно Аппарат рассматривает по существу большинство жалоб, поступающих Уполномоченному. В 2015 году из 28,6 тыс. поступивших к Уполномоченному обращений «самостоятельно» Уполномоченный Э. Памфилова рассмотрела лишь около 1,5 тыс. обращений[9]. Уполномоченный также передает на рассмотрение в аппарат жалобы, которые передают ему лично.

В июле 2017 года сотрудница аппарата Уполномоченного Л. М. Морозова, которой передали жалобу на необоснованное осуждение Данила Безбородова, сообщила его отцу, что «порвала» бы его сыну задний проход (она высказалась грубее)[10]. При этом сотрудница отметила, что в прошлом работала следователем[10].

Эффективность института Уполномоченного

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Уполномоченного по правам человека считают полноценным государственным институтом. Данный орган не только предназначен для решения проблемных правовых вопросов, но и непосредственно реализует охрану и защиту прав, гарантирует законность норм в России, оказывает помощью юридического характера.

Деятельность омбудсмена регулируется действующим законодательством. Все права Уполномоченного по правам человека в РФ отражены в федеральном законе. Кроме того, его правовой статус могут составлять подзаконные НПА, которые издаются не только правительством, но и различными министерствами и ведомствами.

Омбудсмен как государственный институт выполняет ряд функций:

  • Контрольная. Функция реализуется через рассмотрение жалоб граждан. Отвечая на каждое поступившее письмо, Уполномоченный осуществляет независимый контроль за деятельностью органов страны в аспекте соблюдения правового статуса граждан.
  • Консультационная. Данное направление деятельности реализуется через информирование структурных подразделений о соблюдении правового статуса лиц, находящихся на территории РФ.
  • Координационная и организационная. Вышеназванные функции заключаются в проведении совместных мероприятий с иными органами исполнительной и законодательной власти, которая направлена на укрепление законности в области соблюдения правового статуса граждан.

Единых критериев эффективности Уполномоченного в российском законодательстве нет. Однако в докладах омбудсменов публикуют сведения о работе с жалобами граждан. При этом важнейшим показателем эффективности является доля жалоб, по которым Уполномоченному удалось восстановить права заявителя. Кроме того, значение имеет право подачи Уполномоченным жалобы в Конституционный суд в интересах заявителя.

В ежегодных докладах Уполномоченного содержится информация о количестве поступивших к нему жалоб и о результатах рассмотрения. Количество поступивших жалоб и иных обращений к омбудсмену составляет несколько десятков тысяч в год. Часть из них отклоняется как неприемлемые (в 2013 г. такими были признаны 7,8 % жалоб).

Если при рассмотрении жалобы сочтут, что заявитель не исчерпал всех средств правовой защиты, то в этом случае заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования. В 2013 году по 65,1 % поступивших к Уполномоченному жалоб было направлено заявителям разъяснение порядка обжалования и только 25,2 % всех поступивших жалоб были приняты к рассмотрению[11].

  • В 2012 году омбудсмену удалось добиться полного восстановления прав заявителя по 7,7 % дел[11].
  • В 2013 году полного восстановления прав заявителя удалось достичь по 5,8 % дел[11].
  • В 2014 году сменился Уполномоченный по правам человека. Согласно докладу за 2014 год Уполномоченным были «приняты меры для восстановления нарушенных прав» по 78,1 % жалоб (25303 жалобам из поступивших всего за 2014 год омбудсмену 32382 жалоб)[12]. Таким образом за год эффективность повысилась более, чем в 13 раз. Что имеется в виду под «мерами для восстановлению» сказать трудно, так как в докладе за 2014 год не указана доля дел, по которым удалось добиться полного восстановления прав заявителей. В докладе за 2014 год, в отличие от доклада за 2013 год, также не указано какое количество жалоб было признано неприемлемыми и по какому количеству жалоб было направлено разъяснение[12]. Скорее всего в данном случае имеет место явная приписка. Уполномоченный по правам человека в Ростовской области в 2016 году в интервью сообщил, что ему удается добиться положительного решения только по 12 % обращений[13]. Он рассказал, что омбудсмен из Якутии ему сообщила, что ей удается добиться принятия положительного решения по 80 % обращений[13]. Ростовский Уполномоченный (в прошлом прокурор Ростовской области) заметил, что столь высокой эффективности у омбудсмена быть не может и что до 80 % можно дотянуть, если записать в эффективность жалобы, по которым права заявителя не были восстановлены, но заявителю даны разъяснения и рекомендации[13];
  • В 2016 году вновь изменилась методика подсчета эффективности работы Уполномоченного по обращениям. Согласно докладу Уполномоченного Т. Н. Москальковой в 2016 году к омбудсмену поступило 42 549 обращений, по 89,1 % которых «приняты все входящие в компетенцию Уполномоченного возможные меры реагирования»[14]. При этом в докладе не поясняется какие конкретно «меры реагирования» приняли. Также в докладе за 2016 год не указана доля обращений, которые были признаны неприемлемыми и доля жалоб, по которым было отказано[5].

Tatyana Moskalkova, 24 May 2016.jpg

С 1999 года по 2014 годы по обращениями Уполномоченного Конституционный суд вынес 45 решений: 1 в 1999 году, 1 в 2001 году, 1 в 2002 году, 2 в 2003 году, 5 в 2004 году, 4 в 2005 году, 6 в 2006 году, 2 в 2007 году, 2 в 2008 году, 5 в 2009 году, 3 в 2010 году, 6 в 2011 году, 3 в 2012 году, 1 в 2013 году, 3 в 2014 году[15].

Предлагаем ознакомиться  Что нужно для открытия больничного листа

Для сравнения — всего за 1999—2014 годы Конституционный суд вынес 19158 решений[16]. Когда в 2014 году Уполномоченным по правам человека стала Памфилова, такая практика направления жалоб в интересах заявителей в Конституционный суд на определенное время прекратилась. Памфилова не отзывала жалоб, которые ее предшественник Лукин, успел подать в 2014 году до своей отставки.

Однако ни одной жалобы в 2014 году она не подала в Конституционный суд[17]. В 2015 году, впервые с 1999 года, Конституционный суд не вынес ни одного решения по жалобам Уполномоченного по правам человека в России[16]. В 2015 году Памфилова направила три обращения в Конституционный суд: два заключения по запросу Конституционного суда[18] и одну жалобу, решение по которой было принято Конституционным судом РФ в 2016 году[19].

Заключение Уполномоченного для Конституционного суда может противоречить интересам заявителя. Например, в январе 2017 года в заседании Конституционного суда Российской Федерации была зачитана просьба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москальковой о сохранении статьи 212.

1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за неоднократное нарушение порядка проведения митингов[20]. Москалькова просила сохранить «с учетом запроса общества»[20]. Это выступление адвокат заявителя И. И. Дадина (единственного осужденного по данной статье) назвал «ножом в спину правам человека»[20].

Уполномоченный по правам человека в интересах заявителей иногда подает в Верховный суд Российской Федерации жалобы и ходатайства на решения нижестоящих судов по административным, гражданским и уголовным делам (в том числе в поддержку уже находящейся на рассмотрении в Верховном суде жалобы). Например, за 2013 год от Уполномоченного по правам человека В. П.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Лукина в Верховный суд поступило (по данным официального сайта суда) 71 обращение, в том числе 37 обращений по уголовным делам, 32 по гражданским делам, 2 по административным делам[21]. Его преемница обращалась в Верховный суд намного реже — за 2015 год она направила туда 49 обращений[22]. В 2016 году от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в Верховный суд Российской Федерации поступило 92 обращение[23].

права уполномоченного по правам человека в рф

Право Уполномоченного обращаться в суды общей юрисдикции на любой стадии рассмотрения дела было введено лишь в середине 2010-х годов. Этим правом Уполномоченный в 2016 году пользовалась редко — ее представители за 2016 год приняли участие в 42 заседаниях[24]:

  • 31 заседание по гражданским делам;
  • 5 заседаний в связи с административным исковым заявлением;
  • 6 заседаний в порядке надзора.

Омбудсмен: государственный институт или обычный гражданин?

В рамках этого направления в права уполномоченного по правам человека в РФвходит:

  1. Направление госорганам, институтам местной власти, госслужащим предложений и замечаний общего характера. Они должны относиться к вопросам обеспечения охраны интересов и свобод граждан, совершенствования административных процедур.
  2. Обращение к субъектам, обладающим законодательной инициативой, с предложениями о дополнении/изменении федеральных законов, нормативных актов регионального уровня или о восполнении пробелов в них.

Часы приёма

  • По рабочим дням с 10:00 до 17:00.

22 июня 2018 года в приемную Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации пришел активист Андрей Киселев, который устроил у входа в нее одиночный пикет в поддержку арестованных фигурантов дела «Новое величие»[25]. Сотрудник аппарата Уполномоченного пригласил Киселева в офис в специальную комнату для написания заявления на имя омбудсмена[25].

Предлагаем ознакомиться  Подготовить документы о создании ООО

Активист вошел туда с двумя журналистами[25]. Сотрудник дал Киселеву бумагу и вызвал полицию[25]. Полицейский забрал Киселева прямо из офиса Уполномоченного и в присутствии журналистов доставил его в отделение полиции[25]. Там на Киселева был составлен протокол по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за проведение несанкционированного одиночного пикета в период Чемпионата мира по футболу[25].

Запреты

Омбудсмен не вправе быть депутатом Госдумы, членом СФ, а также должностным лицом представительного органа региона. Ему запрещено находиться на госслужбе, осуществлять иную неоплачиваемую или оплачиваемую деятельность, кроме научной, творческой, преподавательской. Уполномоченный не может иметь гражданство зарубежного государства, вид на жительство либо другой документ, которым подтверждается его право постоянно проживать за рубежом.

Омбудсмену запрещено состоять в партиях, других объединениях, преследующих политические цели. Уполномоченному предписывается прекратить свою деятельность, если она несовместима с занимаемым им постом, не позднее 2-х недель с даты вступления в должность. В противном случае будет назначен новый омбудсмен.

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (региональные омбудсмены)

Должность регионального омбудсмена как отдельного государственного правозащитного органа появилась благодаря Совету Федерации. 17 апреля 1996 года Государственная дума Российской Федерации приняла федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[4]. Этот закон предусматривал право федерального Уполномоченного создавать на местах свои региональные представительства[4].

Совет Федерации отклонил этот документ, предложив заменить это право на право региональных властей создавать у себя должности уполномоченных по правам человека в субъекте Федерации, финансировать их за счет средств региональных бюджетов[4]. После согласования Государственная дума одобрила новый проект закона, который вступил в силу в 1997 году[4].

Статья 5 этого закона разрешила региональным властям вводить у себя должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации[2]. Впрочем, еще до появления этого закона были приняты законы о региональном Уполномоченном в Башкирии и Свердловской области[2]. Первый Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации появился в 1996 году в Башкирии[2]. Таким образом, институт регионального омбудсмена в России как независимая инстанция от федерального Уполномоченного был создан Советом Федерации.

Из этих данных видно, что вплоть до 2001 года региональный омбудсмен оставался редкой должностью — подавляющее большинство субъектов Российской Федерации не спешило вводить у себя этот пост. С 2001 года началось массовое введение в российских регионах должностей омбудсменов. Таким образом, до 2016 года Уполномоченные появились во всех регионах России, кроме Тувы и Чукотского автономного округа (в это регионе омбудсмен появился в 2016 году)[29].

Хотя должность регионального Уполномоченного предполагает периодическое переизбрание, в некоторых российских регионах омбудсмены занимают свои посты по 3 — 4 срока. Старейшим омбудсменом (по сроку пребывания) является Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзлякова, которая находится в этой должности с 2001 года.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

В 2015—2016 годах была выстроена в России своего рода «вертикаль» Уполномоченных по правам человека с федеральным омбудсменом во главе. В 2015 году федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» была внесена статья 36.2, которая создала Совет уполномоченных по правам человека в России, в который включены по одному региональному омбудсмену от каждого федерального округа[31].

С 2016 года региональные омбудсмены при назначении проходят согласование с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, который беседует с ними, а также изучает их резюме[32]. Всего в 2016 году федеральный Уполномоченный согласовал кандидатуры омбудсменов в 24 субъектах Российской Федерации[33].

Региональные омбудсмены часто обращаются к федеральному Уполномоченному, но, как правило, не для содействия в защите прав граждан. Например, из более, чем 1200 обращений региональных Уполномоченных к федеральному омбудсмену, поступивших в 2016 году, только 287 содержали просьбы о содействии в защите прав граждан[34].

Наблюдается и обратный процесс — направление федеральным Уполномоченным и сотрудниками его аппарата обращений региональным коллегам. Подавляющее большинство этих обращений не касаются защиты прав граждан-заявителей. Например, из 900 обращений, направленных в 2016 году Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и работниками его аппарата региональным омбудсменам только 84 обращения содержали просьбу об оказании содействия по обращениям граждан[35].

Досрочное освобождение

Законодательство предусматривает условия, при которых омбудсмен снимается с должности до окончания срока полномочий. Досрочное освобождение допускается:

  1. При нарушении требований ст. 11 ФКЗ, регламентирующего работу должностного лица.
  2. При вступлении в силу приговора суда, по которому омбудсмен признается виновным в преступлении.

Госдума может прекратить полномочия лица ввиду неспособности продолжать деятельность по состоянию здоровья или по прочим причинам в течение не менее 4-х мес. подряд. Досрочно омбудсмен может быть снят с поста и по собственному желанию. Для этого он подает соответствующее заявление.

Компетенция

В качестве основной задачи регионального омбудсмена выступает рассмотрение обращений граждан, иностранцев и лиц, не являющихся подданными какой-либо страны, находящихся на территории России. Тематика заявлений не ограничивается законом. В жалобах могут ставиться вопросы, касающиеся работы медучреждений, ЖКХ, судопроизводства, нарушения экологических, политических и иных прав.

  1. Беспрепятственно посещать их.
  2. Запрашивать и получать сведения, материалы и документы, необходимые для рассмотрения обращений по существу.
  3. Требовать объяснений от должностных лиц по вопросам, поставленным в жалобах.
  4. Выполнять проверку работы органов самостоятельно либо совместно с другими госструктурами, служащими и должностными лицами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Кроме этого, администрации мест содержания осужденных обязаны обеспечивать безотлагательный прием уполномоченных. Руководство этих учреждений теперь не может проверять обращения заключенных к омбудсмену. При этом в течение суток администрация обязана направить жалобу уполномоченному. Омбудсмен может беседовать с заключенным или осужденным наедине в условиях, которые позволяют руководству учреждения видеть, но не слышать их.

Ссылки

  • Яндекс.Карты — Россия, 107084, город Москва, Центральный административный округ, улица Мясницкая, дом 47
  • Карты Google — Россия, 107084, город Москва, Центральный административный округ, улица Мясницкая, дом 47

Эта страница в последний раз была отредактирована 2 ноября 2019 в 13:15.

Оцените статью
Право в твоем городе
Adblock detector